Минтруд РФ предложил упростить получение социальных услуг
Организации, предоставляющие социальные услуги в рамках НСУ (поликлиники, пригородные железнодорожные кассы), смогут получить выписку, подтверждающую право гражданина на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ), через Госуслуги.
Таким образом, рецепты на льготные лекарства будут выдаваться медицинскими организациями при предъявлении электронной выписки без сбора справок. Подобный механизм будут использовать и при оформлении льготных проездных документов на железнодорожный транспорт пригородного сообщения. Также предлагается заменить справку выпиской, подтверждающей право гражданина на социальные услуги.
Напомним, набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан. В состав НСУ входит: обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение; проезд на пригородных электричках и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг
Начиная с мая (в связи с прекращением подачи отопления) при расчете размеров субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг применяются региональные стандарты стоимости ЖКУ в межотопительный период.
Субсидия на оплату ЖКУ предоставляется независимо от принадлежности к льготной категории в случае превышения расходов на оплату ЖКУ максимально допустимую долю расходов семьи на оплату данных услуг. Компенсационная выплата рассчитывается на основании республиканских стандартов стоимости ЖКУ для отопительного и межотопительного сезонов. На территории республики восьмимесячный отопительный период установлен с 1 сентября 2021 года по 30 апреля 2022 года.
Стандарты стоимости ЖКУ на межотопительный период установлены в меньших размерах, в связи с чем размеры субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг будут уменьшены либо составят нулевое значение.
Размер ежемесячной денежной компенсации (ЕДК) расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (предоставляется отдельным категориям граждан) рассчитывается, согласно действующему законодательству, на основании данных о фактических расходах по оплате ЖКУ гражданина за два предыдущих месяца.
Например, сумма ЕДК, подлежащая выплате в июле 2022 года будет рассчитана на основании данных за май 2022 года, в августе – по оплате квартплаты за июнь 2022 года, уже без учета расходов по оплате услуги «отопление».
Таким образом, снижение расходов граждан на оплату ЖКУ ввиду отсутствия потребления по услуге «отопление» с мая 2022 и до начала отопительного сезона приведёт к возможному уменьшению размеров ЕДК начиная с июля 2022 года.
Выплата сумм ЕДК с учетом расходов по оплате услуги «отопление» будет возобновлена через 2 месяца после начала отопительного сезона. Например, при начале отопительного сезона в сентябре 2022 года компенсация с учетом расходов по оплате услуги «отопление» будет выплачена в ноябре 2022 года.
Новый порядок максимально упрощает процедуру установления инвалидности
С 1 июля 2022 года действует новый порядок прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Как будет проходить медико-социальная экспертиза.
1. Для проведения медико-социальной экспертизы гражданину необходимо обратиться в поликлинику (государственную либо частную) для прохождения диагностики здоровья и оформления направления на МСЭ. Направление – это специальная форма документа, которую составляют специалисты медицинской организации, где содержатся полные сведения о состоянии здоровья, проведённых обследованиях, а также о выбранных гражданином удобной форме прохождения экспертизы, способах получения документов и уведомлений. В случае отказа медицинской организации в направлении на МСЭ выдается заключение врачебной комиссии. Решение можно обжаловать в региональном или федеральном Минздраве, либо в Росздравнадзоре.
2. В поликлинике гражданин определяет:
Удобную форму проведения медико-социальной экспертизы – как проходить экспертизу: очно, посетив бюро МСЭ, или заочно на основе медицинских документов.
Удобный способ получения информации об этапах процедуры и результатов экспертизы – как получать уведомления и документы: в личном кабинете на портале Госуслуги, лично в учреждении МСЭ или почтой.
3. Поликлиника самостоятельно передает направление на медико-социальную экспертизу в учреждение МСЭ и уведомляет об этом гражданина. Гражданину больше не нужно самостоятельно передавать справки в МСЭ, записываться на прием. Все сведения будут передаваться в бюро МСЭ поликлиникой или больницей, где человек проходил лечение. Для того, чтобы избежать возвратов на дообследование, совместно с Минздравом России был определен исчерпывающий перечень данных, который необходимо представить для проведения медико-социальной экспертизы.
4. Учреждение МСЭ регистрирует направление, уведомляет гражданина о получении направления и начинает проведение медико-социальной экспертизы.
5. Бюро МСЭ проводит экспертизу:
а) Если гражданин выбрал очный формат – пройти экспертизу можно лично в бюро, либо по месту нахождения (если он не может явиться в бюро по состоянию здоровья, в стационарном учреждении социального обслуживания, в исправительном учреждении, в медицинской организации, оказывающей помощь в стационарных условиях). Решение будет вынесено на основании медицинских документов – приносить документы не нужно. Все данные поступят в бюро МСЭ из медорганизации. Также очный формат обязателен в исключительных случаях – например, когда нужно применять специальное диагностическое оборудование МСЭ. Во всех остальных ситуациях гражданин сможет выбрать заочный формат.
б) Если гражданин выбрал заочный формат – экспертиза проводится на основании тех документов, которые медицинское учреждение передаст в бюро МСЭ. Также заочно можно пройти МСЭ в случае обжалования гражданином решения бюро, главного бюро, контроля и консультации в главном бюро, федеральном бюро.
6. По итогам медико-социальной экспертизы гражданин получает результаты проведения экспертизы (сведения поступают в личный кабинет на портале Госуслуги, справка - по выбору гражданина - направляется по почте или выдается в бюро МСЭ), а также индивидуальную программу реабилитации или абилитации (по выбору гражданина: на портале Госуслуг, лично в бюро МСЭ, почтой).
Напомним, с весны 2020 года действовал упрощенный временный порядок признания гражданина инвалидом и продления ранее установленной инвалидности, который позволял исключить личное участие гражданина. Если инвалидность оформлялась впервые, то определение группы и составление индивидуальной программы реабилитации осуществлялась на основании медицинских документов. Для тех граждан, кому инвалидность была установлена ранее, в период действия временного порядка она автоматически продлевалась вместе с программой реабилитации.
Ход реализации в регионе федерального «пилота» по внедрению системы долговременного ухода
13 июля Башкортостан посетил руководитель проектного офиса Благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» по внедрению системы долговременного ухода Андрей Кагитин.
В формате «круглого стола» с представителями Министерства семьи, труда и социальной защиты населения республики и автономных некоммерческих организаций обсудили вопросы реализации мероприятий системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, в том числе функционирование таких социальных сервисов, как Школа ухода и Пункт проката технических средств реабилитации.
В ходе визита Андрей Кагитин также посетил Республиканский центр социального обслуживания населения, где ознакомился с работой Координационного центра СДУ: принципами выявления граждан, нуждающихся в постороннем уходе, организацией работы социальных координаторов, выслушал, выслушал проблемы, возникающие при реализации типовой модели системы долговременного ухода, в том числе в части определения индивидуальной потребности гражданина в уходе и установлении уровня нуждаемости.
Как в республике организован уход в стационарных условиях и обучение сиделок в учебном центре гостю продемонстрировали в Республиканском геронтологическом центре.
Представитель Благотворительного фонда положительно оценил достигнутые на этом этапе результаты Республики Башкортостан в реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за счет средств республиканского бюджета.
- Нам предстоит сделать так, чтобы эта система стала не просто пилотным проектом, а законом и той помощью, которая будет оказываться во всей стране. Важно, чтобы помощь дошла до каждого нуждающегося и учитывались индивидуальные потребности людей, - поделился Андрей Кагитин.
Поздравлять именинников уфимского геронтологического центра приехали воспитанники Семейного центра «Вместе»
Мальчики и девочки из Семейного центра «Вместе» порадовали своими талантами июньских именинников-постояльцев уфимского геронтологического центра. Ребята приехали не с пустыми руками. Они взяли с собой маффины, которые испекли сами на занятиях по домоводству.
Следует отметить, что воспитанники центра блеснули не только кулинарными способностями. Они вручили бабушкам и дедушкам футляры для очков и вместительные косметички, а еще преподнесли им открытки с тёплыми поздравлениями. А пожилые люди в свою очередь вручили ребятам носочки ручной работы.
Встреча продолжилась совместным чаепитием, во время которого как дети, так и пожилые люди, рассказывали о себе. По завершении чаепития они спели популярные детские песни советских авторов.
- Конечно, ребята были под огромным впечатлением от мероприятия, - поделилась директор уфимского Семейного центра «Вместе» Елена Чиглинцева. – Они поразились силой духа и жизненной позицией бабушек и дедушек. Конечно, мы с удовольствием приедем к ним еще. Ребята решили в будущем организовать для них концерт и праздник.
Напомним, что в мае 2022 года проект «Лучик радости» запустил Республиканский центр социального обслуживания населения, подведомственнное учреждение Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Башкортостана. Его цель - подарить немного радости, внимания бабушкам и дедушкам, а детям – живое общение со старшими.
- «Лучик радости» – это профилактика одиночества пожилых людей и молодого поколения, проживающих в специализированных учреждениях, - отметила директор Республиканского центра социального обслуживания населения Ольга Котельника. - Мы рады, что проект продолжается. Выражаем огромную благодарность ребятам из Семейного центра «Вместе» за такие красивые, сделанные с душой подарки.